+7 (863) 260 28 53

Большая часть рынка автоперевозок находится в тени

Главная - Статьи

Дата публикации: 2014-06-28

Большая часть рынка автоперевозок находится в тени

Автоперевозки – обширная экономическая отрасль. Большая часть этого рынка находится в тени.

Почти 80% автоперевозчиков не зарегистрированы ни в качестве ИП, ни ООО, тем самым освободив себя от уплаты налогов и иной ответственности, к тому же, нелегальные перевозчики работают по чрезвычайно заниженным ценам.

Наличие такого большого теневого сегмента лишает зарегистрированных транспортных компаний возможности работать, вынуждая их также уходить в тень, либо вообще прекращать деятельность.

Налоговая недостача от теневого транспортного бизнеса составляет примерно 6 миллиардов рублей ежегодно. Многие государственные контракты предусматривают цены на перевозку. Получить эту цену законным путем невозможно, что вынуждает транспортников применять нелегальные схемы. Таким образом, получается замкнутый круг.

Нелегальные грузоперевозки

Рынок для нелегального перевозчика всегда открыт. Достаточно приобрести автомобиль (как, правило б/у), нанять водителя и найти два-три клиента для старта. Не выплачивая страховку, не отягощая себя налогами, хозяин машины, сажает за руль неопытного водителя (услуги профессионала обойдутся в 2-3 раза дороже); отсюда, и возрастающее число ДТП с человеческим жертвами. Наибольшее количество нелегалов приезжает из Белоруссии и Северного Кавказа.

Почти все перевозчики едут с перегрузом. Дело в том, что европейская норма нагрузки – 44 тонны, а российская – 40 тонн. Наши перевозчики не имеют возможности работать по европейским нормам, тогда как, европейцы по нашим – могут.

Владельцам крупнотоннажных автомобилей таких, как Volvo, Scania, Mercedes закон запрещает отправлять свой транспорт по российским дорогам. Нормы дорожной нагрузки разработаны еще в 70-х годах и рассчитаны на малотоннажные машины.

Процесс выдачи лицензий на грузоперевозки требует невероятного количества всевозможных документов, и на оформление документов может уйти почти месяц. К тому же, всем известно, что «договориться на месте» с уполномоченным лицом куда дешевле и быстрей, чем заниматься бумажной волокитой.

Статистика гласит, что прибыль государства от продажи лицензий – 20 миллионов рублей в год, а доходы посредников нелегального проезда – 7 миллиардов.

Губернатор Ленинградской области, освещая проблемы грузоперевозок, около двух месяцев назад объявил, что для ремонта дорог в области нужна сумма порядка 3 миллиардов рублей. «Теневые» денежные потоки могли бы в этом случае пойти на пользу государства.

Один из руководителей Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Владимир Митягин обратил внимание на то, что нельзя решить имеющуюся транспортную проблему только при помощи императивных законов. «Деловая Россия» предлагает комплекс мер по данному вопросу, которые будут озвучены на ближайшем совещании.

Система саморегулирования

Владимир Митягин полагает, что разрешить большинство проблем в обсуждаемой отрасли поможет налаживание принципа саморегулирования. Система саморегулируемых организаций «СРО», наделенная контролирующими полномочиями могла бы способствовать поступлению в городской бюджет почти 13 миллиардов рублей. В идеале, СРО предполагается наделить следующими функциями:

Необходимо ввести процедуру аккредитации, позволяющей достичь таких результатов, как снижение уровня ДТП на дорогах, установление оптимальных тарифов на перевозку, надзор за исправностью автомобилей.

Посредством СРО обязать нелегальных перевозчиков зарегистрироваться надлежащим образом, либо покинуть рынок.

Необходимость аккредитации заставит всех без исключения транспортников войти в систему страхования, что повысит уровень ответственности и вероятность исполнения обязательств в случае ДТП.

Все названные меры будут способствовать приближению отрасли к европейским стандартам, до которых в настоящее время, она существенно не дотягивает.

Постановлением Правительства от 15.04. 2011 г. № 272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» утвержден запрет проезда грузовиков под соответствующий знак (3.4). После того, как данный заперт вступил в силу, среди перевозчиков появились предложения о покупке пропусков. Максимальная стоимость такого пропуска достигает 16 тысяч рублей в год для одной машины. В области зарегистрировано около 40 тысяч автомобилей. Если количество машин умножить на стоимость одного пропуска, то получится сумма, равная 640.000.000 рублей в год. Эти средства оседают в чьих-то карманах, хотя могли бы пополнить городской бюджет.