+7 (863) 260 28 53

Грузоперевозки в России: основные тенденции 2014 года

Главная - Статьи

Дата публикации: 2014-07-30

Грузоперевозки в России: основные тенденции 2014 года

Экономика государства нуждается в грузоперевозках, так как без них невозможно деятельность других отраслей экономики. Более того, грузоперевозки вносят весомый вклад в государственный бюджет.

Для России, из-за политических разногласий с Украиной и странами Евросоюза, первый квартал 2014 года оказался непростым в экономическом плане. Также на объемы грузоперевозок негативно повлияли колебания курса рубля в начале 2014 года.

Однако, даже с уменьшением объемов внешней торговли и влиянием негативных факторов грузооборот продукции вырос до 1,684 трлн. т-км., что на 1,1% больше (по отношению к январю-апрелю 2013 г.). В этот промежуток времени среди всех видов грузоперевозок преобладает железнодорожный и трубопроводный транспорт.

Для всех видов транспорта динамика роста и снижения грузоперевозок за январь-апрель 2014 выглядит следующим образом. Грузоперевозки железнодорожным транспортом выросли на 6,1 %, автомобильным выросли на 0,6%, а грузоперевозки морского транспорта сократились на 16 %. А с внутренним водным транспортом ситуация другая, увеличение грузооборота на 14,5 %. Воздушным транспортом грузоперевозки снизились на 5,8 %, а трубопроводным транспортном отмечается снижение на 2,8 %.

Тенденции во внешней торговле влияют на грузооборот. В целом за январь-апрель 2014 года во внешней торговле был спад. Подтверждением служит таможенная статистика за этот период, которая свидетельствует о том, что между Россией и США внешнеторговый оборот составил 262,7 млрд. долларов, что на 2,8 % ниже по сравнению с тем же периодом 2013 года. Экспорт снизился на 0,5 %, а импорт на 6,8 %.


Эта динамика объясняется следующими процессами:

Все эти факторы отразились на грузообороте экспортируемого и импортируемого товара. Далее разберем более детально товарную структуру грузоперевозок с января по апрель 2014 года. 

Грузоперевозки автомобильным транспортом

На январь-апрель 2014 года среди всех грузоперевозок на автомобильный транспорт приходится лишь 1%. Маленький объем перевозок этим транспортом объясняется тем, что стоимость перевозки сильно увеличивается с расстоянием, из-за чего на большие расстояния этим видом транспорта совершать перевозку не целесообразно. Положение автомобильного транспорта усугубляется низкой грузоподъемностью, устаревшими подвижными составами и низким качеством дорог.

Министерство транспорта констатирует, что до февраля автомобильные грузоперевозки характеризовались отрицательными показателями, но к апрелю появился небольшой рост грузооборота за весь период. Этому способствовало увеличение числа транспортных компаний, которые занимаются автомобильными перевозками. Внешняя торговля своим снижением положительно повлияла на автомобильные грузоперевозки, так как началось развитие собственного производства, а следовательно и увеличение внутренних перевозок. В то же время, увеличение цены на бензин сказалось негативно. Согласно индексу потребительских цен стоимость бензина выросла на 4,6 %, а дизеля на 6,8 %.

Эти факторы отразились на экспортируемых и импортируемых товарах России и Евросоюза.

Аналитическое бюро «Евростатистика» для автомобильного транспорта с января по апрель 2014 фиксирует 5% снижение импортируемых товаров стран ЕС, а объем экспортируемых товаров вырос на 12 %. Грузооборот импорта и экспорта для автомобильного транспорта между Россией и странами ЕС отображен ниже на рисунке.

Снижение импорта товаров характерно для каждого из 4х месяцев периода. В целом снижение импорта достигло 13,2 % с Германией, 8 % с Польшей и 34,1 % с Грецией.


Основываясь на товарную структуру импорта можно заключить, что с помощью автомобильных перевозок транспортируют машины, транспортное оборудование, агрокультурную продукцию, продукты химической промышленности, продовольственные продукты.

Стабильный рост грузооборота экспортных товаров зафиксирован с февраля 2014 года. При этом грузопоток вырос с 22-мя странами ЕС. Рост экспортного потока для каждого месяца представлен в виде диаграммы ниже.


Наибольшее увеличение экспорта автомобильным транспортом наблюдалось в Финляндии на 9,1 %, в Бельгии на 86,9 %, в Польше на 20,4 %,в Эстонии на 23%,в Латвии на 36,1 %, в Литве на 10,4%.

Из-за снижения внешней торговли в целом, между Россией и Швецией, Венгрией, Италией произошло снижение автомобильного грузопотока.

Из круговой диаграммы для товарной структуры экспорта, который транспортируется с помощью автомобильного транспорта из России в Евросоюз, видно что наибольшую часть составляет агрокультурные товары. Это было достигнуто за счет экспортируемого зерна и древесины. Вторая по величине часть относится к машиностроительной продукции, далее идут нефтепродукты. В целом экспорт нефтепродуктов увеличился, но в автомобильных перевозках их доля уменьшилась. Это может быть обосновано тем, что экспортеры сочли выгодным использовать другой вид транспорта. В других секторах доля грузооборота особо не изменилась. Ниже представлена диаграмма товарной структуры экспорта.


В отрасли появились новые компании, происходит строительство транспортных комплексов и реконструкция дорог, увеличился экспорт товаров, которые целесообразно перевозить с помощью автомобильного транспорта — все это свидетельствует о том, что первый квартал 2014 года прошел благоприятно для отрасли автомобильных грузоперевозок.

Проанализировав информацию становиться ясно, что в целом за январь-апрель 2014 года показатели грузооборота свидетельствовали о росте, но в течении этого периода прослеживалось и снижение показателей. Безусловно, свой вклад внесли внешнеторговые процессы, но для улучшения грузоперевозок по стране необходимо следовать продуманной тарифной политике, модернизировать инфраструктуру и развивать транспортно-логические центры.

Изображения взяты с сайта ati.su.